В Лондоне, впрочем, как и в других городах, Гагарина встречали как героя.
Фото: РИА Новости
1. Гагарин первым в отряде космонавтов произнес знаменитое «Поехали!».
2. За границу Юрий Алексеевич возил с собой коробку с запасными пуговицами.
3. У него у первого в Москве появился «Мерседес».
4. Юрий Алексеевич заставил королеву Великобритании Елизавету II за столом нарушить придворный этикет.
5. Он стал не только первым, но и самым молодым космонавтом.
6. Гагарин - автор советского бестселлера, который разошелся тиражом в несколько сотен тысяч экземпляров.
ПОЯСНЕНИЯ
Тренажер космического корабля «Восток-3А» располагался в лаборатории Летно-исследовательского института. Именно там проходили тренировки летчиков «гагаринской шестерки». Руководил занятиями летчик-испытатель, Герой Советского Союза Марк Галлай. В числе прочего репетировали переговоры с ЦУПом - в лице Марка Галлая. Перед началом стартового отсчета инструктор спрашивал летчиков: «К полету готов?» - «Готов!» - «Ну тогда поехали!» - говорил Галлай вместо положенной по уставу фразы «Экипаж, взлетаю!». Позже Гагарин вспоминал: перед полетом Королев и вся стартовая команда очень волновались. Юрию Алексеевичу захотелось разрядить обстановку. Поэтому, когда включились двигатели, он бодрым голосом выкрикнул галлаевское «Поехали!».
При встрече с космонавтом поклонники старались взять автограф, сфотографироваться. А особо экзальтированные граждане стремились что-то взять на память. Например, оторвать пуговицу от одежды кумира. Иногда после встречи с восторженной толпой зарубежных поклонников Юрий Алексеевич недосчитывался даже не одной, а нескольких пуговиц на кителе. А ведь для человека, который был лицом Советского Союза, такая неряшливость в одежде была недопустима. Поэтому в заграничные поездки космонавт брал коробку с большим запасом пуговиц.
После возвращения из космоса распоряжением Совета министров Гагарину выплатили премию в размере 15 тысяч рублей (средний заработок советского рабочего за 18 лет). Кроме того, семье космонавта предоставили машину «Волга», жилой дом, мебель и четырехкомнатную квартиру. Но и за рубежом многие стремились отблагодарить звездного первопроходца за его подвиг. В 1965 году Гагарин во Франции посетил авиасалон в Ле-Бурже. Там проходила и выставка автомобилей. Внимание Юрия Алексеевича привлек спортивный автомобиль-купе Matra-Bonnet Djet 5. Кузов из стекловолокна, а двигатель развивал фантастическую по тем временам скорость 195 км/ч. Гагарин ничего не сказал, но французы поняли: машина ему понравилась. И через месяц пригнали автомобиль в Москву (за рулем был механик). Гагарин в машину влюбился, но катался на ней нечасто: патриотичнее было ездить на отечественной «Волге». После того как Юрия Алексеевича не стало, автомобиль Matra-Bonnet Djet 5 приобрел литовский коллекционер. Музей Гагарина не раз пытался выкупить машину, но тот наотрез отказывается.
А владельцем первого «Мерседеса» в Москве стал другой легендарный человек - Владимир Высоцкий. В 1976 году он пригнал в столицу из Мюнхена небесно-голубой седан.
Май 1963 года. Первый космонавт делает зарядку. Фото: И. СНЕГИРЕВ/РИА Новости
В Англию Гагарин приехал в июне 1961 года. Его пригласил профсоюз литейщиков, все-таки первая профессия Юрия Алексеевича - литейщик-формовщик, он ее получил в ремесленном училище. Королева Елизавета II не могла остаться в стороне, Гагарин был приглашен на прием в Букингемский дворец.
Организовали торжественный ужин, и советский космонавт обнаружил у своей тарелки кучу вилок, ножей и других незнакомых столовых приборов. Юрий Алексеевич честно сказал королеве, что родился в деревне, где всё едят ложкой, и не очень знаком со столовым этикетом. Елизавета II ответила: этикет этикетом, а есть нужно так, чтобы было удобно. Взяла ложку и принялась с ее помощью уминать паштет из лобстеров.
Допивая чай, Гагарин по советской привычке вытащил из стакана лимон и съел его, к удивлению сэров, пэров и членов кабинета министров, присутствовавших за столом. Неловкую ситуацию разрешила королева, проделав со своим лимоном то же самое. С тех пор в Букингемском дворце это называли «пить чай по-гагарински».
Юрий Алексеевич полетел в космос 12 апреля 1961 года. Ему было тогда 27 лет и 34 дня. Его дублер Герман Титов стартовал четыре месяца спустя - 2 августа 1961 года. Он оказался моложе: 25 лет и 330 дней. И сегодня Титов - самый молодой космонавт в истории, совершивший полноценный орбитальный полет. Формально это достижение 20 июля 2021 года превзошел 18-летний космический турист из Голландии Оливер Дамен. Но он совершил суборбитальный полет на корабле New Shepard, сам полет длился 10 минут, фаза невесомости - 3 минуты. Сравнивать эти достижения невозможно.
Известную книгу «Дорога в космос», автором которой был указан Гагарин, по традиции тех лет писали профессиональные журналисты. Сам космонавт говорил: «Какой из меня литератор! Да и биография короткая...»
Но у Гагарина была другая книга, которую он действительно писал в соавторстве со своим другом Владимиром Лебедевым. Тот работал с космонавтами в качестве врача-психолога. В книге раскрываются интересные подробности кухни космических полетов. Любопытно, что первый вариант рукописи Гагарина издательство «Молодая гвардия» завернуло: мол, слишком сложно для широкой аудитории, надо попроще. Год ушел на переделку. Юрий Алексеевич увидел и подписал верстку своей книги «Психология и космос» в марте 1968 года - за день до своей гибели. Книга стала бестселлером, трижды переиздавалась и вышла в свет тиражом в общей сложности 265 тысяч экземпляров.
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ
За каждый правильный ответ - один балл.
1. Нет. 2. Да. 3. Нет. 4. Да. 5. Нет. 6. Да.
ИТОГИ
1 - 3 очка. Попробуйте расширить свой космический кругозор. Интересных книг о космосе немало!
4 - 5 очков. Неплохой результат! Так держать!
6 очков. Отлично! Вы прекрасно разбираетесь в космической тематике и можете усилить любую команду «Что? Где? Когда?».